Языческая культура древних славян

Языческая культура древних славянНа втором этапе славяне поклонялись Роду и рожаницам. По мнению историков, Род — древнее земледельческое божество Вселенной, а рожаницы — божества благополучия и плодородия. По представлениям древних, Род, находясь на небе, распоряжался дождем, грозой, от него зависел урожай. Он давал жизнь всему живому. Отсюда целый рад понятий — народ, природа, родня и т. д. На третьем этапе славяне молились Перуну, т. е. сложился государственный культ княжеско-дружинного бога войны, который первоначально почитался богом

Кроме упомянутых, у славян существовало множество других божеств. Это Сварог. Даждьбог. Ярило. Стрибог. Особенно выделялся Велес — покровитель скота и бог богатства, а в дружинной среде он считался богом музыки и песен.

Местом отправления культа служили капища, требища. храмы, в которых волхвы — жрецы языческой религии — молились, совершали различные обряды, приносили жертвы богам, в том числе человеческие.

Князь Владимир попытался реформировать язычество, отдав первенство Перуну, создав киевский пантеон и возобновив человеческие жертвы. Но попытка создать религиозную систему на базе язычества, не учитывая социально-политические изменения, не увенчалась успехом.

Фольклор

Языческая культура нашла свое художественное выражение в народном творчестве, фольклоре, прикладном искусстве и т. д. Заговоры, заклинания, пословицы, поговорки, свадебные и обрядовые песни отражали древнейший быт.

Особое место в устном народном творчестве занимали былины. Они рассказывали о городе Киеве, Владимире Красно Солнышко, богатырях русских, отражая нравственные идеалы народа, черты древнего быта и события повседневной жизни.

Письменность

Большиснтво ученых считают, что тексты древнеславянских священных песен и мифов погибли после христианизации Руси. Даже знаменитую Велесову книгу, предположительно написанную новгородскими жрецами не позднее 9 века, считают подделкой. Но подделать ее также невозможно, как заново создать Ригведу или Библию. Велесова книга разрешает древний спор о происхождении славян, описывает судьбу различных племен, показывает древнейшую историю наших предков. Согласно этой книге, легендарных братьев Кия, Щека и Хорива — детей Сварога — следует считать основателями Киева и мифическими прародителями русского народа.

До последнего времени считалось, что славяне до принятия христианства не имели своей письменности. Но по мнению ряда историков, Кирилл (827-869) и Мефодий (ок.815-885) были не столько создателями, а лишь реформаторами уже существующей азбуки, основанной на греческом алфавите и использованной в записях Велесовой книги. Кроме того, славяне имели так называемую узелковую письменность. Знаки завязывались на нитях и заматывались в книги-клубки.