Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез

Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтезВ написании этой статья я сознательно ухожу от религиозных диспутов и богословских споров. Я не собираюсь обсуждать здесь, что было написано в Библии и настоящая ли Велесова книга. Все что я напишу, будет основано (по крайне мере я так полагаю) на нашем знании истории России. Той истории, которая считается общепринятой, академической.

Если вы считаете, что настоящую правду от вас спрятали и укрыли, все что написано в научных трудах ученых историков, археологов, филологов и этнографов это неправда, то читать эту статью вам не имеет смысла.

Мое мнение состоит в том, что история Руси, потом России и русского народа искажалась. Менялись акценты, ставились другие приоритеты, перевирались даты, некоторые события и их результаты. Такие вещи запросто происходят даже сейчас. Но! В целом все происходило именно так, как считает академическая история. Та академическая история, которая строится на вполне доступном и достаточно богатом материале, и которую мы знаем по трудам ученых.

В статье я не привожу ссылки на различные материалы и публикации, но все материалы, которые я использовал для написания этой статьи, приведены в конце статьи.

Причины принятия христианства на Руси.

Для верующего христианина ответ очень простой – это Промысел Божий. Но, как и договорились в начале, мы эту причину исключим. Других причин было много. Они носили различный и, что самое главное, вполне земной характер. Характер исторический, политический и социальный.

Итак, о причинах практических.

Славянские племена в VII — VIII вв.

Считается, что основная причина состоит в переходе славянских племен ( VI – IX вв.) от родоплеменных отношений к территориально общинным, а в последствии и к феодальным. Происходило это в первую очередь в наиболее развитых славянских племенах, в основном тех, что занимались сельским хозяйством, в следствии развития средств производства. Там, где для выживания требовались скоординированные усилия большого количества людей ( природная угроза, внешние враги) родоплеменные отношения продолжали оставаться.

Со времен Аскольда и Дира. и уж тем более со времен Олега ( Вещего, князь киевский с 882 года), который принялся активно создавать великое Древнерусское государство. будущую Киевскую Русь, общественный строй славян, основой которого были родоплеменные отношения, стал еще быстрее отходить в прошлое. Это происходило не скоро и не повсеместно, но сильная центральная власть покоряла все больше и больше славянских племен и предлагала совсем другие социальные отношения чем ранее. Слабые получали защиту и могли спокойно трудится. Сильные вставали на сторону более сильных и могли быстрее накапливать богатство. Центральная власть, накладывая дань, собирала средства для содержания дружины и основания городов. Ускорился переход от родоплеменных отношений к феодальному строю.

В эти же времена ускорилось и усилилось социальное расслоение, по социальному статусу и роду занятий. Князь, со своими дружинниками – боярами, жители городов среди которых ремесленники, торговцы, сельские жители. Формировалось классовое общество. В городах, около князей, обосновывалось самое активное население. Богатый стоял выше бедного, дружинник выше купца, а ремесленник выше пахаря и т. д.

И. раз уж мы заговорили о разрушении родоплеменных отношений у славян, надо сказать еще вот о чем. По мнению историка С. М. Соловьева ( и многих других ) институт жречества у восточных славян отсутствовал.

Русь языческая. Волхв. Юрий Сергеев.

Жрецы или колдуны-кудесники? .

В первом своем томе «Истории России с древнейших времён» С. М. Соловьев пишет. «Но главными исказителями первоначальной религии народа являются всегда и везде жрецы и художники; вот почему у наших восточных славян, у которых не было класса жрецов и не был распространен обычай изображать божества в кумирах, религия сохранилась в гораздо большей простоте, чем у западных славян, у которых городская жизнь и сильное чуждое влияние повели и к образованию жреческого класса, и к распространению храмов и кумиров. Летописи молчат о существовании храмов и жрецов у наших восточных славян; нельзя предположить, что, если б храмы существовали, то летописцы умолчали б о их разрушении или превращении в церкви при рассказе о введении христианства и ниспровержении идолов. Летописи молчат также и о жрецах; князь ставит идолов, князь приносит жертвы, толпа требует человеческой крови для богов, о жрецах ни слова; князь переменяет веру, все люди делают то же, и жрецы не только не противятся, но о них нет даже и помину. Эта неразвитость общественного богослужения, отсутствие храмов и жрецов не должны нисколько поражать нас – все это необходимо при том быте, в котором жили славяне, в каждом роде старший был вместе и жрецом, он приносил жертвы, он гадал о будущем.»

Т. е. по мнению С. М. Соловьев при тех родоплеменных отношениях славян главный в роду имел верховную политическую и религиозную власть. Старшина рода указывал что делать и справлял религиозные обряды. Естественно предположить, что когда начали разрушаться родоплеменные отношения, начала слабеть и религиозная система. А старшинство переходило к князьям. Князья становились как бы «главные в роду» .

И, сразу, что бы не возникало вопросов, пару слов о волхвах. С. М. Соловьев об этом пишет: «Если у восточных славян не было жреческого класса, зато были волхвы, гадатели, кудесники, ведуны, ведьмы. О волхвах славянских мы знаем очень мало, но нет сомнения, что они имеют тесную связь с волхвами финскими по близкому соседству и союзничеству этих двух народов, тем более, что после, по принятии христианства, волхвы преимущественно являются на финском севере и оттуда мутят славянское народонаселение.» Нет рядом с князьями волхвов. Нет. Князь воюет, сам справляет религиозные обряды, не единолично, но во главе. Рядом с ним дружина, бояре. старшины родов, а волхвов нет.

Исходя из всего выше сказанного о волхвах, мы можем предположить отсутствие у восточных славян института жречества и посчитать этот момент еще одной причиной способствовавшей переходу от язычества к православию.

Еще одной важной причиной являлось существование рядом других христианских стран, которые не могли не оказывать политического и культурного влияния на Русь. Тем более такого большого и богатого соседа, как Византия. с которой, несмотря на все войны, сложились прочные политические и торговые взаимоотношения. Естественно, сама Византия была крайне заинтересована в христианизации Руси и усиленно работала в этом направлении.

О духовных преимуществах христианской веры перед верой языческой говорить не буду, этот вопрос мы опускаем. Но о том что христианская вера предоставляла широкие возможно для развития практического сказать нужно. Православная вера неразрывно связана с культурой и бытом людей. Прежде всего это письменность и развитие различных искусств художественных и архитектурных. Т. е. возможности более высокой культуры. Хотя этот вопрос остается дискуссионным.

Киевская Русь в XI в.

Поговорим о роли личности в истории. И о причинах, которые эту личность побуждают к определенным поступкам. Личность эта – князь Владимир ( Красное Солнышко, князь киевский с 978 года). Именно он стал тем, кто официально сменил веру на Руси. Думаю, что одной из основных причин сподвигших Владимира на это большое дело было желание установить на территории ему подвластной единую веру. По некоторым данным он пытался это сделать на основании веры языческой, установив в Киеве капище Перуна и других языческих богов. И, судя по всему, это ему не удалось по причинам вполне понятным. В итоге единой верой для всей Руси стало христианство. Владимир, таким образом стремился к упрочнению своей власти в Киеве и. плюс к этому, хотел упрочить свое политическое влияние приобретя в союзники Византию, приняв христианскую веру и женившись на Анне, сестре византийских императоров. Удалось ли ему достичь другой своей цели – через единую веру сделать Русь более сильным государством? Думаю да, в дальнейшем задумка себя полностью оправдала, пусть даже на первом этапе приверженцами новой веры стал ближний круг князя. Боярская элита, дружина, советники. На первых порах для укрепления силы государственного аппарата этого было достаточно.

Еще одной, немаловажной причиной надо считать само славянское язычество. Почему? Причина все в тех же родоплеменных отношениях, а самое главное в большом количестве различных восточнославянских племен и племенных союзов. Думаю, что это различие славянских племен ( яркий пример поляне и древляне) проявлялось не только в названии и месте проживании, но и в менталитете, и, что для нас особенно важно в языческой вере. В том плане что «боги те же, да не те же». Не зря Владимир Красное Солнышко пытался провести языческую реформу. Неудача в языческой реформе тоже причина. Подробнее об этом ниже.

Причиной является и веротерпение. Т. е. язычнике, в больш и нстве своем могли мирно сосуществовать с христианами, как и те, в св о ю очередь, с язычниками.

Следующую причину в озможно, стоило указать в начале, так как она является одной из самых важных. Дело в том, что в еще в середине IX в. церковное богослужение и священное писание были переведены на славянский язык Кириллом и Мефодием. Богослужение могло вестись, и уже велось, на языке понятном славянам. Самый простой человек легко понимал о чем идет речь в молитве.

Вот это те причины, которые на мой взгляд подготовили почву для принятия христианства на Руси

Как происходило принятие христианства.

Такое историческое событие, как введение христианства в целой стране, не может произойти вдруг и по воле одного человека. Такая эпохальная перемена должна быть соответствующим образом подготовлена. На Руси так и происходило.

Христианские священники с ранних пор бродили среди славянских племен пытаясь обратить «диких язычников». С юга проникали византийские священники. Рим направлял на Русь своих миссионеров. С севера, в Новгород, к ильменским словенам, приезжали крещеные торговые гости и христиане — священники кельты. Возможно христианская община существовала в Новгороде еще до того как она появилась в Киеве. Это все догадки, хотя и основанные на логике.

По византийским источникам, во времена Аскольда и Дира в Киев, по их просьбе были отправлены священнослужители. Есть да же версии о том что Аскольд и Дир тогда приняли христианство и хотели крестить славянские племена, им подчиненные. Фактов подтверждающих эту версию нет. Священники продолжали присылаться на Русь в последующие времена. Для византийских кесарей глупо было не использовать такой инструмент как вера в своих целях.

Христианами среди славян становились в первую очередь те, кто соприкасался с христианским учением. Скорее всего первыми славянскими христианами стали купцы, которые торговали в Царьграде и славянские пленники, захваченные во время войн, славянские воины служившие в армии Византии. Возвращаясь, они образовывали христианскую общину в том же Киеве. Ведь не смотря на постоянные войны Руси и Византии во времена Вещего Олега, князя Игоря. князя Святослава и последующих, культурные и торговые связи Руси с Византией, с греческими колониями в Крыму только развивались.

Интересно, что во времена Олега в договорах, заключаемых Олегом с Византией нет ни слова о христианах. Олег и поручители клянутся языческими богами. А вот в договоре Игоря с Византией (944 г.) мы можем прочесть. «…. Да не дерзают Русские, крещеные и некрещеные, нарушать союза с греками, или первых да осудит Бог Вседержитель на гибель вечную и временную, а вторые да не имут помощи от Бога Перуна….». так у Карамзина, у Соловьева чуть по другому, но все то же. Более того, когда византийские послы прибывают в Киев, для ратификации договора, язычники идут приносить свои клятвы на капище Перуна, а христиане отправляются клясться в Соборную церковь Св. Илии. Вот так вот. Не больше и не меньше.

Святая княгиня Ольга. Роспись владимирского собора в Киеве.

Виктор Михайлович Васнецов.

Какое заключение можно сделать из всего этого? Да Русь была языческая. но в Киеве уже была церковь и большая община христиан. И среди воинства Игоря, бо льшую часть которого составляло народное ополчение, уже было так много христиан, что их надо было отдельно упоминать в договоре. Организованную христианскую общину можно предположить и в Новгороде.

Следующим крещеным князем стал Владимир Красное Солнышко. Судя по летописям произошло это ни сразу, не вдруг. Такое серьезное решение требовало длительного осмысления, серьезной подготовки и больших средств. Владимир, как описывают его источники, был настоящим язычником. Именно таким, каким мы язычников и представляем. Примерно в 18 лет убил своего брата Ярополка, заняв Киевский престол. Ловко избавился от варяжской дружины, которая помогла ему сесть на трон. Предпринял действия к введению единого языческого культа. Был необычайно любвеобилен, имел несколько жен и огромное количество наложниц. Постоянно воевал и, что важнее, постоянно одерживал побеждал. По некоторым данным лично практиковал человеческие жертвы (. к разговору о волхвах и жрецах). В общем тот еще язычник яростный, удачливый, жестокий, он тем не менее, был выдающимся правителем при котором Русь стала сильным, могучим и богатым государством. И, не смотря на все свои «языческие» свойства Владимир во всем своем правлении проявил себя как умный, рассудительный и опытный правитель.

Князь Владимир — язычник . Виктор Михайлович Васнецов.

У Десятинной церкви. Сергей Ерошкин.

Что еще нас может заинтересовать в этом событии? Владимир уничтожает капище Перуна. Изрубил и сжег кумиры. А над идолом Перуна Владимир умышлено учиняет самую настоящую языческую казнь – идола секли, били, скинули в Днепр и проследили что бы он уплыл за самые днепровские пороги. Т. е. унизили и выгнали по всем правилам ( такая же схема языческой казни была проделана над идолом Перуна в Новгороде). Жителей Киева крестили всех скопом, загнав в воду и прочитав над ними молитвы. Народ, поплакав по Перуну, против крещения особо и не возражал, раз старший над нами так решил, надо подчинится. И, что важно, ни слова не сказано о каких либо волхвах, которые, если считать их жрецами, должны были бы стать на охрану своего Бога, попытаться защитить, на худой конец проклясть князя. Ни слова об этом мы не услышим.

Что же дальше? А дальше прошло несколько веков, пока христианство приняли все, кого объединила Русь. Победного шествия православия среди славянских племен и уж тем белее среди племен угро-финских не началось. Карамзин говорит о XII веке, во времена которого в иных, медвежьих углах ( это нарицательное название имеет свою полиную историю. связанную с крещением существовавшего в свое время места, которое так и называлось – Медвежий Угол) оставалось язычество в чистом виде. Но давайте поподробнее поговорим о том, что происходило после крещения Руси.