Начало собранию переднеазиатских подлинников в ГМИИ им. А. С. Пушкина положила коллекция известного русского востоковеда, египтолога Владимира Семёновича Голенищева (1856–1947), которая насчитывала свыше 300 клинописных табличек и более 200 произведений глиптики. Первые таблички попали в Музей в 1911 году, за год до его официального открытия. Среднеазиатская часть коллекции отдела Древнего Востока ГМИИ представлена приобретенными в середине 1990-х годов глиняными статуэтками конца I тысячелетия до н. э. и начала нашей эры (фрагменты женских и мужской статуэток), происходящими с территории Маргианы (современный Юго-восточный Туркменистан), свидетельствующими как о самобытности местного искусства, так и о влиянии античных и более древних восточных традиций.
Передняя Азия
Начало собранию переднеазиатских подлинников в ГМИИ им. А. С. Пушкина положила коллекция известного русского востоковеда, египтолога Владимира Семёновича Голенищева (1856–1947), которая насчитывала свыше 300 клинописных табличек и более 200 произведений глиптики. Первые таблички попали в Музей в 1911 году, за год до его официального открытия.
В. С. Голенищев хранил коллекцию в собственном доме в Петербурге, в специально изготовленных витринах из дерева, металла и стекла (они до сих пор находятся в запаснике Отдела Древнего Востока и используются для хранения экспонатов).
Слухи о продаже В. С. Голенищевым своей коллекции распространились в Петербурге в начале 1908 года. Причиной продажи стал крах Среднеуральского золотопромышленного акционерного общества, пайщиком которого был В. С. Голенищев. Желая спасти семью от разорения, Владимир Семёнович решил продать коллекцию. В адрес ученого поступали предложения от многих зарубежных музеев и частных лиц, но он считал невозможным вывоз своего собрания за пределы России. 24 февраля 1908 года в доме В. С. Голенищева состоялось экстренное заседание Русского Археологического общества. С докладом выступил профессор Б. А. Тураев, давший высокую оценку коллекции, подчеркнув, что ее продажа за пределы России была бы огромной утратой для русской науки и просвещения.
Десятого мая 1909 года был принят закон о приобретении в государственную собственность коллекции B. C. Голенищева, а 4 апреля 1911 года 224 ящика с памятниками прибыли в Москву и были переданы в Музей изящных искусств.
Основную часть своей клинописной коллекции (более 1300 табличек из собрания выдающегося российского ученого и коллекционера Николая Петровича Лихачева (1862–1936)) Музей получил в 1924 году из фонда Музея-института классического Востока (создан в 1918 году), когда тот был расформирован. В основном это административные и правовые документы из разных архивов; большая их часть относится к периоду III династии Ура.
Документы, хранящиеся в личном архиве Н. П. Лихачева, свидетельствуют, что он покупал клинописные тексты у Сиваджана и Элиаса Жежу в Париже в конце XIX и в начале XX века; другим источником был Нааман в Лондоне.
Также собрание переднеазиатских артефактов пополнялось экспонатами, переданными или приобретенными из частных коллекций, равно как и найденными в ходе археологических раскопок. За период с 1910-х до конца 1970-х годов в него вошли среди прочих: фрагмент знаменитого персепольского рельефа с изображением головы и плеч персидского лучника, переданный в музей в 1914 году графом А. А. Бобринским; урартская цилиндрическая печать, купленная в 1916 году у А. А. Флоренского; клинописные таблички, отданные в 1937 году вдовой сотрудника Отдела Древнего Востока, ассириолога В. К. Шилейко (в 1918 году Шилейко принимал активное участие в оценке и покупке у Н. П. Лихачева для Музея-института классического Востока коллекции переднеазиатских древностей, в том числе клинописных табличек); около 400 урартских памятников (VIII – первой половины VII века до н. э.) из раскопок Эребуни и Тейшебаини, проводившихся экспедициями Академии наук Армении, Государственного Эрмитажа и ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Урартскую коллекцию Музея составляют керамические изделия (светильники; разнообразная по форме, цвету и характеру обработки поверхности посуда – плоские миски, горшки, кувшины, карасы; тигли), изделия из железа и бронзы (предметы царского вооружения – шлем, колчаны; элементы конской упряжи; наконечники стрел; украшения – браслеты, колечки, фибулы; посуда – фрагмент сосуда с геометрическим орнаментом и самое главное – чаша с клинописной урартской надписью, содержащей имя царя Урарту Русы I, современника ассирийского царя Саргона II). В коллекции есть также костяные изделия, большая сердоликовая бусина и фрагмент плиты жертвенника с урартской клинописной надписью. Из дворцово-культового комплекса урартского царя Аргишти I (VIII в. до н. э.) в городе Эребуни, давшем название столице Армении – Еревану, – происходят цветные настенные росписи.
Особо следует отметить уникальную коллекцию памятников халафской и хассунской культур, любезно переданных в 1980-х годах ГМИИ им. А. С. Пушкина Институтом археологии Академии наук СССР, археологическая экспедиция которого раскапывала в конце 1960 – 1970-х годах поселения Ярым-Тепе I и Ярым-Тепе II на территории Северного Ирака. Обнаруженные земледельческие поселения относятся к хассунской (первая половина VI тысячелетия до н. э.) и халафской (вторая половина VI – начало V тысячелетий до н. э.) культурам. На обоих поселениях раскопаны одни из самых древних двухъярусных гончарных печей для обжига глиняной посуды. Часть собранной богатейшей коллекции керамической посуды, в т. ч. расписанной геометрическими и растительными орнаментами и изображениями животных, является визитной карточкой переднеазиатской коллекции ГМИИ.
Искусство Восточного Средиземноморья представлено экспонатами, самые значительные из которых были приобретены В. С. Голенищевым во время его поездок в Бейрут и Тир. К ним относится финикийская каменная скульптура I тысячелетия до н. э. (стела с изображением бога Хора в образе сокола в короне Верхнего и Нижнего Египта; алтарная плита с рельефным изображением крылатого демона; погребальная ладья с умершим). Ряд других памятников того же периода был подарен Музею Л. А. Коробовым (два стеклянных палестинских сосуда) и А. Айвазяном (кувшинчик-ойнохойя; сирийская мужская голова; алтарь в форме барана).
Значительную часть коллекции составляют кипрские памятники конца III – I тыс. до н. э. расписные керамические сосуды; посвятительные статуэтки воинов, жрецов, женщин, животных; надгробие с рельефным изображением супругов из коллекции В. С. Голенищева (один из лучших образцов каменной скульптуры Кипра первой половины V века до н. э. времени, когда остров входил в состав государства Ахеменидов); каменная плита «Сократа, сына Сохара», составленная на греческом языке, но кипрскими знаками, восходящими к письменности II тысячелетия до н. э.
Средняя Азия
Среднеазиатская часть коллекции отдела Древнего Востока ГМИИ представлена приобретенными в середине 1990-х годов глиняными статуэтками конца I тысячелетия до н. э. и начала нашей эры (фрагменты женских и мужской статуэток), происходящими с территории Маргианы (современный Юго-восточный Туркменистан), свидетельствующими как о самобытности местного искусства, так и о влиянии античных и более древних восточных традиций.
Искусство могущественного Парфянского царства, образовавшегося в середине III века до н. э. на западе Средней Азии (к югу и юго-востоку от Каспийского моря на территории современного Туркменистана), представлено подлинными шедеврами. Четыре изящных ритона из слоновой кости, датируемые скорее всего II в. до н. э. были обнаружены при раскопках в северном комплексе городища Старая Ниса (столице Парфии, к юго-западу от современного Ашхабада) Южно-Туркменской археологической комплексной экспедицией 25 сентября 1948 года. По решению ЮНЕСКО, руины древнего города Ниса с 2007 года внесены в список Мирового культурного наследия. Всего в ходе раскопок, омраченных страшным ашхабадским землетрясением, были по крупицам собраны больше 50-ти царских ритонов для жертвенных возлияний, высотой от 30-40 до 60 см и емкостью до 1,5 литров. Их верхние края украшены многофигурными рельефными композициями, а протомы представляют собой полуфигуры различных фантастических существ. Анализ профиля одного из наиболее хорошо сохранившихся ритонов позволил установить, что соотношения его размеров следуют закону «золотого сечения». В оформлении ритонов сочетаются эллинские сюжеты (двенадцать богов Олимпа) и парфянские элементы в стилистике их передачи (моделировка лица, причесок, тип украшений и головных уборов).