Перед вами письмо-отклик (несколько запоздалый, конечно) на одну из ваших публикаций (блок «6» №9 (60) за 1998 г., ст. «Секреты аномальных зон», автор Вл. Канюка, о приключениях группы запорожских уфологов в горах Памира), снабженную рядом весьма любопытных фотоснимков, подлинное значение которых, как мне кажется, раскрыто не в полной мере, а оттого и недооценено. Это и не удивительно, поскольку, как явствует из пояснительного текста, среди участников памирской экспедиции, похоже, не было кого-либо, знакомого (хотя бы поверхностно) с культурным наследием далекого прошлого.
Себя я также не отношу к большим знатокам, однако и того информативного багажа, который имеется, на мой взгляд, достаточно, чтобы лишить запечатленное на снимках ореола уникальности и по-новому взглянуть на ряд исторических загадок, лишенных пока однозначного толкования. К примеру, на загадку наскальных рисунков с плато Тассилин-Аджер (Центральная Сахара). Для тех, кто не воспринимает всерьез идею о пришельцах, запечатленное на фреске — не более чем силуэт колдуна, в рабочей, так сказать, обстановке. Памирские снимки надголовного свечения — аргумент как раз в пользу «неверующих». В конце концов, назови колдуна контактером — суть от этого не изменится. Но кто запечатлен на остальных фото? «Штатные» собеседники классических колдунов — духи далеких предков? Божества-покровители? Так ли это в данном случае? Попробуем стереть знак вопроса.
На некоторых старинных рисунках, которые можно рассматривать как иллюстрации к шумерскому «Эпосу о Гильгамеше», главный герой также предстает в виде «рогоносца». Из текста эпоса мы узнаем: Гильгамеш в достаточной степени владел искусством некромантии, вызывая по желанию дух умершего друга. На ликах сибирских (Хакассия) каменных идолов надголовное убранство напрямую связано с т. н. «третьим глазом» — признаком наличия телепатических способностей (с позиций учения йоги и буддизма).
Обратите внимание на локтевые сгибы фигуры из Сахары (кстати, точно копирующие знак небесный). Среди племен Австралии не так давно бытовал способ вызывания дождя (об этом сообщает Д. Д.Фрезер в книге «Золотая ветвь»), где фигурировала, помимо прочего, кровь из надрезов, стекающая по локтевым сгибам с рук двух колдунов. обращающихся за помощью к духам предков. Только с их помощью, считалось, облака способны пролиться долгожданным дождем. В физиологическом плане самый очевидный эффект подобного кровопускания — это резкий всплеск стрессовой нагрузки, переходящий по мере увеличения кровопотери в слабость, упадок сил, сонливость, а балансирование на грани сна — бодрствования, называемое иначе дремотой, трансом или медитацией — необходимое условие установления телепатической связи. Правда, особо дремать колдунам не приходилось, а под конец обряда их ждало восхождение (точнее, «возлезание») на самое высокое дерево. В индийской мифологии центр загробного царства (скрытого где-то в рельефе сильно пересеченной местности) отмечен опорным древом. Поддерево, согласно «Ригведе», лежал путь умершего. И далее, вверх к возрождению, навстречу новому витку бытия. Характерно, что по бокам древа, как правило (и правило это соблюдается как в Старом Свете, так и в Новом), присутствуют две фигуры. На некоторых рисунках угадывается их разнополость. И. кто знает, может быть, с кем-то из таинственных собеседников запорожских контактеров удалось бы познакомиться по ближе, снабдив эфирную субстанцию телесной оболочкой зародыша новой жизни. Там, на Памире.
Само же дерево встречается в росписи повсеместно и внешне подчас тоже очень напоминает знак, иногда собранный в «кассету». В орнаментации погребальных склепов встречаются целые «рощи» подобных «деревьев» (особенно это привычно для погребений т. н. кеми-обинской культуры, втор. пол. Ill тыс. д. н. э. — пер. пол. II тыс. д. н. э.).
Но оставим на миг в покое далекое прошлое. Вспомним «М-ский треугольник» под Пермью. Некогда наделавший немало шума, а теперь почти позабытый. Субъекты, порой встречающиеся на темных лесных дорожках, очень уж напоминают публику, разгуливающую по территории базового лагеря запорожских уфологов. Да, там нет «уголка» но есть также предшествующий контакту светящийся «квадрат», перечеркнутый по диагоналям (не тот ли, который присутствует на опять-таки шумерском рисунке, соединяющем четкой линией родства надголовное свечение, висящий над курганом знак и небесное тело?).
Природа надголовного свечения контактера оказывается, таким образом, во многом сходной с происходящим внутри могилы (и не случайно, видимо, тело, с точки зрения древних, рассматривалось как гробница души). Общ ность же природы предполагает и возможность взаимопонимания. Что же до Большого Квадрата, то для историков не новость представление о звездах как о душах умерших людей, заслуживших такую участь.
Приведу полную выдержку из статьи «Сталкеры» («Комсомольская правда» от 12 октября 1989 г. автор: Ю. Беликов) касательно «квадратного» эпизода в «треугольном» секторе: «. метров за триста увидели два светящихся глаза, расстояние между которыми было метра два. Глаза плавно поднялись вверх, превратились в светящийся квадрат, перечеркнутый по диагоналям. Затем в темноте ровным строем стали проступать фигуры от двух до четырех метров в высоту». Повторяю, это не комментарий к шумерскому рисунку тысячелетней давности, это описание увиденного десяток лет назад.
Два огненных глаза заставляют вспомнить змеевидных «монстров пещер и штолен» из одноименной статьи Д. Волколака («ИГ» №2 (65), 1999 г. блок «D»), открывающих перед осмелившимися взглянуть им прямо в ярко горящие глаза врата в иную реальность. Сюжет статьи во многом перекликается с описанием кошмарной встречи в подземелье церковного склепа («ИГ №7 (70), 1999 г. блок «D», ст. «Эти глаза напротив. «, автор И. Самойлов). И. ничто не ново под луной (в фразе, близкой к новолунию) — шумерский «змей» (в сочетании с «уголком»), увозящий на спине душу смертного.
Фон индийских сказаний — взаимоотношения небесных богов и подземных антибогов, представляемых обычно змеевидными. К подземным божествам относится и Вишну, периодически поднимающийся (по зову небесного друга Индры) на поверхность, оставляя следы в форме. глаз. Двух глаз. Цикличность, сезонность появления Вишну создает параллель между ним и аналогичными божествами сезонного возрождения, пробуждения природы в других культах, почему-то обязательно соотносимыми с миром усопших, как, например, греческая Персе-фона или египетский Осирис.
И последний «змеиный» штрих, точнее, абзац вышеупомянутой статьи о «монстрах». Одного подобного «змея» «два года назад обстреляли солдаты Федеральной пограничной службы России в Таджикистане» (т. е.примерно там, где работала и запорожская экспедиция).
Вернемся все же к «уголкам» и «рогатым» персонажам. Их на шумерских рисунках изобилие. «Летящий орел» (стилизованный «уголок»), змея с трехчастной «веточкой» в руках, женщина (змея?) с той же «веточкой». Змея и орел, вершина и корни — две крайности чудесного древа; тот, кто оказался между, обретает способности оракула (с этим представлением встречаемся, к примеру, у древних славян). Древо то — как туннель между мирами, опора, связующая нить Вселенной.
Сюжеты изображений на глиняных печатях привычно толкуются как иллюстрации идеи о посмертных странствиях души. Они происходят под чуткой опекой божеств, ведающих судьбой и, кстати, указывающих перстом на иное космическое тело (рядом с Луной), что, надо полагать, немного повысит жизненный тонус у сторонников палеовизита. В самом деле, почему бы и не существовать некому эквиваленту нашей космонавтики в мире форм, лишенных или сбросивших груз биологической оболочки?
«ИГ» уже сообщала о т. н. летающих экстрасенсах, повстречавших на «пыльных тропинках далеких планет» следы кого-то из тех, о ком принято говорить только хорошее. Степень доверия к таким сообщениям у меня, признаюсь, достаточно высока, поскольку что-то весьма похожее довелось пережить и мне, хотя я не обладаю никаким экстрасенсорным опытом, за исключением общедоступного — сновидений. Как-кто в период интенсивной работы над рукописью исторической направленности, где, однако центральным объектом внимания была Луна, мне, очевидно, удалось довести себя до состояния Менделеева (увидевшего во сне свою таблицу) и просмотреть небольшой ночной сюжет, отчасти на заданную тему. Впрочем, «сюжет» — это слишком, так, набор сюжетных картинок, фрагментов, эпизодов.
Луна. Круглый, в темных пятнах «морей» лунный диск, приближающийся как-то неровно, рывками, под разными ракурсами. Как будто меня на подлете швыряло и мотало волной девятого вала. Все, конец, обрыв «пленки».
Резкий переход. Сумрак мягко освещенного помещения. Улыбающийся человек, показывающий что-то на карте. Что именно, запомнить, увы, не удалось. В памяти лишь системы концентрических разводов, какими обычно обозначают, скажем, плавный рост высоты или величину намагниченности.
Я знаю этого человека. И он мертв. Уже давно.
Глубокий анализ всего вышеперечисленного не входит в круг поставленных мною перед собой задач. В рамках небольшой газетной статьи это сделать, наверное, просто невозможно. Задача виделась скромнее — обозначить новое направление поиска, представив соответствующую информацию. Информация — путеводная нить на пути поиска истины.
Владимир ШЕВЧЕНКО, г. Бердянск. «Сталкеры аномальных зон видели то же, что древние шумеры», Опубликовано: «Интересная газета» (Киев), №12(75), 1999 год.
P. S. Желающих поближе познакомиться со спецификой курганных захоронений отсылаю к замечательной книге известного специалиста в области курганной археологии Ю. А.Шилова «Космические тайны курганов».