Говоря о том, что современный человек может увидеть лично для себя в личности святого князя Владимира, Владимир Легойда отмечает, что «здесь есть не только огромный масштаб, связанный с созданием государства, с формированием культуры, но есть еще и вопрос личного поиска», и напоминает слова Крестителя Руси о том, что он «был зверь, а стал человек».
Пример жизни святого князя Владимира, «эволюционировавшего» из язычества в христианство путем активного личного поиска, может многому научить современную российскую молодежь, особенно тех, кто увлекается различными неоязыческими культами. Такое мнение высказал в четверг на круглом столе в МИА «Россия сегодня» глава синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда.
Отвечая на вопрос о том, что современный человек может увидеть лично для себя в личности равноапостольного князя – Крестителя Руси и событиях тысячелетней давности, Легойда отметил, что «здесь есть не только огромный масштаб, связанный с созданием государства, с формированием культуры, но есть еще ведь и вопрос личного поиска».
«Мы прекрасно понимаем, что все институциональные изменения, которые князь Владимир производил, были результатом глубокой внутренней работы и изменения личности. Еще раз хочется вспомнить его слова, которые показывают путь, пройденный равноапостольным князем: «Я был зверь, а стал человек», — сказал глава синодального отдела.
Обращаясь к современным молодым людям, которые «говорят или слышат о том, что «подлинная русская вера — это вера языческая, мы от нее отказались и от этого все беды», — представитель РПЦ предложил изучить опыт князя Владимира и «посмотреть, как он оценивал ту веру, которая у него была».
«Он сказал: «Я был зверь, а стал человек», — вот расстояние между язычеством и христианством. И если сегодня в нашей жизни, мы, к сожалению, наблюдаем столько звериного, — в том числе и в тех событиях, которые происходят сегодня на территории исторической Руси, — то, может быть, для нас это возможность еще раз задуматься, переосмыслить нашу жизнь, — и в личном плане, и в плане событий, происходящих в целых обществах, — и все-таки за князем Владимиром от этого звериного перейти к человеческому», — сказал Легойда.
«Можно сказать, что князь Владимир — это замечательный пример личного поиска и осмысления того, что есть в христианстве на самом деле, то есть, силы духа, которая движима любовью и которая сильнее всего остального, мыслимого и немыслимого, данного в человеческом опыте», — добавил он.
В свою очередь председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что цивилизационный выбор князя Владимира «обеспечил России и тысячелетнее бытие». По его словам, страна просто «не сохранилась бы, если бы осталась языческой».
«Сегодняшние разговоры некоторой части интеллигенции и некоторой части общественно значимых фигур о том, что Россия могла бы оставаться языческой, не имеют под собой «здравомысленной» почвы, если хотите. <…> Все народы, которые остались языческими, либо были быстро завоеваны окружающими народами, которые исповедовали монотеизм, единобожие, либо просто исчезли с исторической арены», — сказал Чаплин.
По его словам, вся та реальность, которая имеет отношение к князю Владимиру, «задает очень важное послание на будущее» о том, что «Русь не может стоять без веры» и что она «не может сохраниться, если покланяется идолам — каким бы то ни было идолам, в том числе модным, современным идолам: потребления, безыдейности, каких-то сиюминутных целей, в том числе политических».