В конце X века произошло одно из наиболее значимых событий в истории России — приобщение к христианству. Древняя Русь восприняла новую веру далеко неоднозначно: слишком глубокими были укоренившиеся веками языческие традиции, которые оказали огромное влияние на культуру народов, населявших древнерусское государство.
Восточные славяне были знакомы с христианством задолго до официального крещения. Так, по некоторым данным, считается, что около 858 г. Кирилл и Мефодий, прославленные христианские просветители, во время своего пребывания в Хазарском каганате крестилирусов. Примерно в 955 г. приняла крещение вдова князя Игоря, киевская княгиня Ольга. Она же привезла на родину из Константинополя греческих священников. Но ее сын Святослав новой веры не принял, и следующий шаг к православию сделал его сын, князь Владимир.
Император Византии Василий II решил выдать свою сестру Анну за князя Владимира не без дальнего умысла. Он надеялся сохранить власть и получить надежного союзника против своего давнего недруга Варды Фоки, который намеревался сместить его с престола. Брак между язычником и христианкой был невозможен, и князь Владимир принял крещение, поскольку этот союз был выгоден и ему для укрепления собственной страны. Молодое славянское государство в то время испытывало огромную потребность в поддержке Византии. Русь была раздроблена, что существенно ослабляло ее политические позиции.
Немаловажным фактором принятия христианства являлось само язычество: боги, воплощающие их идолы, обряды в разных поселениях существенно отличались друг от друга, и это часто становилось причиной серьезных конфликтов. К примеру, разногласия по поводу того, кого из богов следует считать верховным владыкой, и каким именно образом его следует почитать, могли привести к кровопролитным схваткам. Уместно также вспомнить и о культах некоторых божеств, требующих человеческих жертвоприношений. Так, одному из верховных богов славян Перуну, покровителю воинов и богу грома и молнии, приносились в жертву животные, пленные и даже дети. Надо отметить, что Перун занимал главенствующую позицию в пантеоне богов самого Владимира.
Таким образом, на Руси возникла потребность в создании единой культуры, которая объединила бы разрозненные княжества и стала основой государства. Перед Владимиром встал нелегкий выбор. По свидетельству древних летописцев, киевский князь поддерживал отношения не только с византийским императором, но и с Римом, западноевропейскими государствами, мусульманскими странами, Хазарским каганатом и южными славянами. Вероятно, одной из главных причин того, что выбор пал на Византию, была необыкновенная красота православной службы.
Судьбоносное событие, каким стало Крещение Руси, происходило при следующих обстоятельствах. Летом 988 г. Владимир собрал на берегу Днепра своих подданных, где византийские священнослужители провели обряд крещения. Это было только началом длительного и чрезвычайно сложного процесса, затянувшегося не на одно столетие.
Первые православные храмы на Руси были воздвигнуты византийскими зодчими, у византийских мастеров была заимствована техника древнерусской иконописи, создания манускриптов, мозаик и фресок. Обращение в православную веру послужило мощным толчком для развития славянской письменности, которая была создана Кириллом и Мефодием во второй половине IX века. Основой славянского письма принято считать церковно-славянский (болгарский) язык. Князь Владимир активно способствовал развитию образования, его примеру последовал и его сын Ярослав.
Однако, переход к православию не был легким. Славянское язычество опиралось, главным образом, на обожествление сил природы и культ предков. Древние обряды далеко не сразу сдали свои позиции, процесс внедрения новой веры проходил очень долго и чрезвычайно мучительно. Христианское мировоззрение постепенно проникало во все сферы жизни славян, часто ломая, но иногда и ассимилируясь со старыми верованиями. Письменных свидетельств языческой культуры древних славян не сохранилось, поскольку ее развитие и расцвет пришелся на период, когда славянской письменности еще не существовало. Но до наших дней, благодаря глубинной памяти наших предков, передававших народные сказания и легенды из уст в уста, сохранились имена древних русских богов, богинь, героев и богатырей, демонов и всякой нечисти, вроде леших и домовых.
Несмотря на некоторую насильственность внедрения православного христианства на Руси, надо отметить, что представители церковной власти через некоторое время пошли на определенные уступки. Прочно укоренился религиозный дуализм — сосуществование новой веры и старых языческих традиций. Так, низвергнутый и попираемый Перун, идолы которого безжалостно сжигались или были брошены в реки, постепенно преобразовался и обрел черты православного святого Ильи-пророка. Черный бог Велес, властитель природы, могучий оборотень, вечный враг Перуна, был превращен в христианского святого Власия, бог вешнего света Ярило был отождествлен со святым Георгием.
Сохранились многие языческие обряды, посвященные определенным временам года. К примеру, празднование Коляды, Ивана Купалы, Масленицы осталось практически неискоренимым.
Но самыми прочными оказались языческие верования, посвященные поклонению духам предков и погребальным культам. Восточные славяне верили, что существует не один, а несколько загробных миров, в которые души умерших попадают в зависимости от их образа жизни и правильного выполнения всех сопутствующих случаю обрядов. Здесь уместно вспомнить о христианских представлениях о рае и аде и о православных погребальных традициях.