Вопрос о том, когда появилось на Руси государство – до сих пор является дискуссионным. Русь времен Рюрика, Олега, Игоря, Ольги и Святослава называют «варварской державой», «суперсоюзом племен», «протогосударством». До наших дней дожила теория, что до крещения на Руси не было государства. Но обратимся к источникам. Кого западные и восточные соседи видели в правителях Руси – племенных вождей или правителей государства?
Западная Европа Средневековья относилась к титулам более чем серьезно. Так вот, с самого начала, с сообщения Бертинских анналов о посольстве «народа Рос» к императору франков, Людовику Благочестивому в 839 г. правителя русов именуют «королем». Через сто с лишним лет, в «Хронике Продолжателя Регинона», княгиню Ольгу назовут «Еленой, королевой ругов». И далее, вплоть до «короля Полоцкого» и «короля Суздальского» хроники Генриха Латвийского. Вождей племен – скажем, куршей, ливов, половцев – «королями» никто не величал (в хрониках читаем про «сеньора ливов» или «половецких баронов»). Восточные авторы тоже называют русских князей «царями» или даже каганами. И поясняют: «ар-Рус, так же, как аль-Хазар – это название государства, а не людей и не города». «Аль-Хазар» – Хазарский каганат. В западных хрониках XI века говорится о том, как польский «герцог» Болеслав помогал киевскому «королю» Святополку в войне с его братьями.
Не признавала за русскими правителями достоинства государей, именуя их «архонтами» (старейшинами), лишь Византия. Впрочем, проповедник Илларион писал о князе Игоре и его сыне Святославе: «Не в худой и не в неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима всеми четырьмя концами земли».
Итак, современники почти единодушно почитают Русь Х в. державой, сопоставимой с Хазарским каганатом и королевствами Запада. Но при этом в Русском государстве не было развитого государственного аппарата управления. Князь сам по полгода объезжал земли с дружиной, собирая дань. Княжеская власть осуществлялась только там, где князь лично присутствовал. В отсутствии князя работали древние системы самоуправления – советы старейшин, вечевые сходки.
Княжеская власть не воспринималась, как внешняя по отношению к обществу. В договоре Святослава с Византией читаем: «а со мною бояре и русь вся». Стало быть, вместе с князем заключали договор не только бояре, но и все русы. А значит, власть не отделялась от общества. Таким образом, все признаки государства, принятые в современном обществе, на Руси X в. отсутствовали.
В этот период в Западной Европе было то же самое. В державе франков в IX в. так же правили в своих землях «племенные герцоги», так же по полгода колесил по стране король или император, собирая дань и творя суд. И точно так же собирались на законодательные собрания «все франки». И даже саксы так же бунтовали против франков, как древляне или вятичи против русов, даже успешнее.
И держава франков, и русские земли – это раннегосударственные образования, переходная форма между племенным объединением и государством с развитой системой управления.
В летописи древляне, а также вятичи, дулебы и другие, ставятся в ряд с литвой, немцами, свеями-шведами, лютичами, поморянами. Литва, немцы и шведы — это народы, а лютичи и поморяне — «союзы племён». Таким же союзом были и вятичи, которые, по данным археологии, включали в себя шесть племён. Союз племён — это качественно новая, по сравнению с племенем, ступень объединения людей, не родовая, а территориально-политическая. Племя объединяло людей по происхождению, «земля» — по общему месту проживания (собственно земле) и политическим интересам — совместной обороне от чужаков, контролю над торговыми путями и так далее. «Повесть временных лет» упоминает в этих союзах племён и «княжение свое» и законы (именно законы, а не обычаи) «отцов своих». Призывая Рюрика, князя ругов-русов с острова Рюген, славяне обращались к нему: «судить и володеть нами по праву», имея в виду, свои законы.
Территории эти союзы племен занимали немалые — древляне занимали территорию, не уступавшую королевству англов тех времён. Причем, согласно Повести Временных лет, до Рюрика: «жили мирно поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты».
Несколько слов об уровне культуры русов в языческие времена. Во-первых, там были города. Об этом свидетельствует не только скандинавское название Руси — Гарды, буквально — города, но и восточные источники. Так араб Ибн Русте пишет, что у русов «много городов» (притом, его соплеменник и современник, Ибн-Хордадбег, утверждает, что в самой Византии есть только пять городов, остальные же — «укреплённые деревни»), и географ Баварский исчисляет города в землях восточных славян сотнями.
Было развито ремесло и торговля. Восточные авторы отмечают, что русы производят «отличные мечи» и ввозят их в земли халифов. То есть, русы продавали не только всевозможное «сырьё» — меха, мёд, воск, но и изделия своих ремесленников.
На двух сохранившихся до наших дней мечах стоят славянские имена мастеров. Это знаменитый «Людота коваль» времен князя Святослава, и второй – сороковые годы Х в. — «Славимир». Другим предметом экспорта были кольчуги — Ибн Русте называет кольчуги славян «прекрасными», а средневековая поэма «Рене де Монтабан» — «отличными». Герой поэмы, рыцарь Карла Великого, купил одну и стал пользоваться славой неуязвимого бойца.
Знала языческая Русь и письменность. Имена ремесленников и владельцев обнаруживают археологи на различных предметах. Ибн Фадлан пишет, что на могиле сородича русы установили столб с его именем и именем «царя русов». «Черноризец Храбр» в своем труде «О письменах» сообщает, что после «черт и рез» славяне стали пользоваться греческим письмом «без устроения», приспосабливая его к нуждам своего языка. От такого письма, очевидно, и произошло то, что мы по традиции неправильно называем кириллицей», а люди Средневековья — русским письмом.
Итак, признание иноземцами титула государей за русскими правителями и имени государства за самой Русью говорит об уровне общественного развития языческой Руси. Высокая оценка иноземцами изделий русских мастеров — это уровень цивилизации. Грамотность простых людей — кузнецов, купцов, княжьего служилого люда — это уровень культуры. Уровень, надо сказать, весьма высокий — ещё несколько веков спустя в ином рыцарском романе христианской Европы можно было прочесть: «жил благородный рыцарь. Он был таким учёным, что даже умел читать».
Собственно, культурным центром Европы X века был Константинополь – Цареград. Все остальные культурные и экономические центры были по сравнению с ним – отсталой провинцией. Такие русские города, как Киев и Новгород были в X в. более развитыми в культурном и экономическом смысле, чем Лондон и Париж.
Однако надо признать, что нет и не может быть никакого «выше» и «ниже», что особенности языческой Руси — или уже крестившегося Запада — это именно особенности, а не признаки «отсталости» (чтобы говорить об отставших, нужно быть твёрдо убеждённым, что все идут в одном направлении).
Лучшая ваша благодарность — ссылка на эту статью на вашем сайте, блоге или форуме. Спасибо!