Языческие Боги Древней Руси у славян

Языческие Боги Древней Руси у славянКак известно, то, что не написано на бумаге, — того нет. Грамоту нам принесли греки Кирилл и Мефодий. Рассказы о рунических, клинописных и прочих письменностях, существовавших до них, — до сих пор научно не подтвержденные гипотезы. Первые письменные документы датируются XI веком, а это уже христианский период. Но, если не считать Новгорода, грамотность тогда была уделом служителей культа, а они о языческих богах у славян писали редко.

Кроме того, редкий царь не устраивал облавы на всякие «ереси». Например, Алексей Тишайший повелел калёным железом выжечь всё язычество, уничтожить артефакты, все упоминания о языческих богах у славян, пересажать носителей фольклора — скоморохов, и даже запретил балалайки. Словом, русскую мифологию сколько-нибудь системно начали изучать лишь в XVIII веке. Как учёные, так и откровенные шарлатаны. Последним, само собой, верили больше.

Окончив первые российские университеты, выпускники решили быть «не хуже Европы» и докопаться до «русской античности» — со своими богами и героями. Как и в наши дни, тогда появилось много «историков», творивших прошлое не выходя из кабинетов в зависимости от буйства фантазии.

Откуда тогда у нас столько богов — начиная от Перуна с Велесом, заканчивая Зимцелой и Радегастом? Кропотливо собирали — с миру по строчке — от византийских географов, обрывочных упоминаний в летописях, от западных славян, из дневников европейских торговцев. Но там — крохи.

О своей истории мы много знаем благодаря барону Сигизмунду фон Герберштейну — дипломату, путешественнику и автору «Записок о московитских делах». Правда, он не говорил по-русски, лишь на словенском, поэтому записывал впечатления как ему послышалось. Например, найдя в Повести временных лет (да и то копии) описания идола «Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат», он и придумал русского Диониса Услада.

Ляля — русского Эрота — «раскрутили» Пушкин и Островский. А появился он из припевов свадебных песен «лель-полель», «ой-люли-лель». По сути — обыкновенные «ля-ля-ля». Первые упоминания о божестве Леле найдены у польских историографов XV–XVI веков. Кстати, по их версии, Лель — брат Полеля.

Ярило у Александра Островского — «палящий бог ленивых берендеев» («Снегурочка»). На самом деле — олицетворение летнего праздника урожая в пантеоне языческих богов у славян. Чучело вроде Масленицы или Костромы.

Волоса (Велеса) фольклористы считают искажением образа святого Юрия. Древнеславянский Волос (или Велес), засвидетельствованный Нестором и другими, произошел из св. Власия.

И так учёные разносят почти весь пантеон языческих богов Древней Руси.