Русь Языческая. Русь языческая Язычество – народная вера («народ» — одно из значений древнеславянского слова «язык»). Древние славяне поклонялись стихиям, — презентация

Русь Языческая. Русь языческая Язычество – народная вера («народ» - одно из значений древнеславянского слова «язык»). Древние славяне поклонялись стихиям, - презентацияПрезентация на тему: » Русь Языческая. Русь языческая Язычество – народная вера («народ» — одно из значений древнеславянского слова «язык»). Древние славяне поклонялись стихиям,» — Транскрипт:

1 Русь Языческая

2 Русь языческая Язычество – народная вера («народ» — одно из значений древнеславянского слова «язык»). Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим всё вокруг. Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы.

3 Древнейшие боги славян Первоначально славяне «клали требы» (то-есть приносили жертвы) упырям и берегиням. упырям берегиням Затем они начали «трапезу ставите» Роду и рожаницам. Родурожаницам Впоследствии славяне стали поклоняться главным образом Перуну. Перуну

4 Упыр и Упырь – не мёртвый (живой мертвец) – низший дух, демоническое существо. По народным поверьям, упырями становились люди, «умершие неестественной смертью». Упыри выходят по ночам из могил и высасывают кровь у людей и животных.

5 Берегин и Берегини – женские духи, охранительницы от злых сил. Древние славяне воспринимали берегинь как подательниц влаги, дождя, необходимых для плодородия земли.

6 Русалк и Позднее берегини трансформировались в русалок. Русалка – дух в облике женщины, живущий в воде. В Древней Руси полуженщина-полурыба. Русалки связаны с культом плодородия. Русалками становились преждевременно умершие девушки или невесты, не дожившие до свадьбы. В хороводных песнях люди призывают русалок помогать росту хлеба. Русская русалка завлекает чарующим смехом или пугает диким хохотом. Она скорее страшна, чем прекрасна. Русалка всегда простоволоса и не причёсана.

8 И. Н. Крамской. Русалки

9 Род Род – верховное божество неба и земли, распоряжавшееся всеми жизненно необходимыми стихиями – солнцем, дождями, водой. Он всемогущий, заботится о делах небесных, другие боги повинуются ему. Род даёт жизнь всему живому.

10 Рожаниц ы Рожани́цы девы жизни и судьбы, божества благополучия и плодородия. женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага. Рожаницы — покровительницы как рождаемости, так и урожайности, духи плодородия, рождения новой жизни. Рожаницы всегда упоминаются совместно с мужским божеством Родом и, как правило, существуют в паре.

11 Перун Славяне верили: этот владыка небесный, если гневался, принимался стрелять из лука огненными стрелами, тем самым посылая на землю гром и молнии. Перун — громовержец был и богом войны, к нему взывали воины, моля ниспослать победу в схватке с врагом

12 Священным деревом Перуна считался дуб, и изваяние его обычно ставили на возвышенном месте в дубовой роще. Судя по сохранившимся описаниям, у идола Перуна, стоявшего в Киеве, было вырезанное из дерева туловище, голова из серебра, а борода – из золота. Перед статуей бога — громовержца горел негасимый огонь.

13 Солнечные боги С переходом славян к земледелию важную роль в их верованиях стали играть солнечные (солярные) боги. Несколько столетий одним из самых почитаемых на Руси был Даждьбог.

14 Дажьб ог Даждьбог – божество солнца – назван в сохранившихся сказаниях родоначальником и покровителем восточнославянских племён, от которых произошли русские люди – «дажбожьи внуки». Дажьбог был олицетворением не только дневного светила, но и вообще тепла и света. От него зависели смена времён года и чередование дня и ночи. Даждьбог – податель земных благ и хранитель славянского рода, которому он дал жизнь.

15 Хорс Хорс, чьё имя означает «солнце», «круг», воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском.

16 С культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец – хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины и катать зажжённые колёса, символизировавшие светило.

17 Семар гл Спутником богов Солнца и плодородия был Семаргл – крылатый пёс, охранитель посевов, бог корней. семян, ростков. Считался посредником между миром явьим и миром поднебесным.

18 Сварог Богом Неба и небесного огня был Сварог, сыновьями которого считались Сварожич (бог земного огня) и Даждьбог.

19 Огонь Сварожич Огонь был поистине центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека, да и после смерти его тело нередко ожидал погребальный костёр. С глубочайшей древности Огонь отгонял прочь тьму, холод, диких зверей. Нечистая сила не смела приблизиться к Огню, Огонь был способен очистить что — либо осквернённое.

20 Стрибог Божеством неба, воздуха и ветра считался Стрибог.

21 Божества плодородия В большом почёте у древних славян была Мать-Сыра Земля – богиня плодородия, прародительница жизни. Земледельцы — славяне видели в ней свою кормилицу. Зимой она крепко спала и просыпалась весной, разбуженная первым громом. Древние славяне считали Землю и Небо супружеской парой, чья любовь и породила всё живое на свете.

22 Лада и Леля. Женскими божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета жизни были Лада и Леля.

23 Лада и Леля Лада – богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Леля – богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в её честь весенний праздник Ляльник.

24 Макош ь К древнейшему земледельческому культу Матери-Земли восходит общеславянское почитание Макоши – богини земли, урожая, женской судьбы, Великой Матери всего живого. Макошь была богиней женских работ, чудесной пряхой. У восточных славян Макошь стала со временем почитаться как подательница дождя. В конце концов она «поднялась» с земли на небо и заняла место главного женского божества.

25 Змей — Велес Мужским божеством плодородия, связанным с нижним миром, был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню «vel» со значением «мёртвый»; Велес – владыка мира мёртвых. Нисхождение в этот мир приносило всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими способностями, поэтому Велес – одновременно бог мудрости и поэзии.

26 Велес навий Образ Велеса – собирательный образ божества, покровительствующего всему животному миру. Бог долго сохраняет черты зверя, представляется мохнатым.

28 С переходом к скотоводству Велес превратился в покровителя домашних животных, «скотьего бога». Славяне почитали Велеса как бога богатства, покровителя купцов. С развитием у славян земледелия Велес становится богом урожая, оставаясь по — прежнему богом мёртвых.

29 Волхв Соединение представлений о Велесе даёт ключ к пониманию слова «волхв» — это языческий жрец, облачённый в звериную шкуру мехом наружу, он общается с иным миром, наделён великой мудростью и поэтическим даром, он – могущественный маг и, возможно, пророк (как известно, с вопросами о будущем люди нередко обращались к умершим).

30 Морен а Во многом схожа с Велесом Морена – богиня Зимы, мира мёртвых и… плодородия земли. Марой или Мореной славяне называли соломенное чучело – олицетворение зимней стужи, которое на масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай. Из мёртвой смерти (зимы) живородится жизнь (весна).

31 Мир человека: между своим и чужим Домовой – это душа избы, покровитель строения и живущих в нём людей. Домового представляли себе в виде маленького старичка, заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. Домовой – вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души добрый и заботливый. Домово й

32 Домовой – добрый дух дома

33 Плач домовых

34 Кикимора Интересный мифологический персонаж – Кикимора. Злой дух дома, мрачное привидение, которое днём невидимкой сидит за печью, а по ночам куролесит и безобразничает. Путает пряжу, бьёт посуду, насылает на кур «вертун», выстригает всю шерсть у овец. Особо усердствует на Святки.

35 Дворово й Дворовой – покровитель двора, помощник домового. Дружит с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, особенно, если они белой или светлой масти. Часто ссорится с соседскими дворовыми. «Как у нас-то дворовой ходит с чёрной головой, носит шубку бархатную, у него-то глаза огненные, нос курнос, усы торчком, ушки чутки, ножки прытки, когти цепки. Днём на солнышке лежит, чудны сказки говорит, ночью бродит, на охоту ходит».

36 Иногда дворовой предстаёт в сложном образе чудовища: «Немного кошки побольше. Да и тулово похоже на кошкино, а хвоста нет. Голова как у человека, нос горбатый-прегорбатый, глаза большущие, красные, как огонь, а над ними брови чёрные, большие, рот широчущий, а в нём два ряда чёрных зубов, язык красный и шероховатый, руки как у человека, только когти загнутые. Весь оброс шерстью, вроде как серая кошка, а ноги человеческие».

37 Банник Банник – голый старичок с радужными глазами, покрытый грязью и листьями от веников, который обитает в нетопленной бане. Он вредит тем, кто приходит в баню поздно, после захода солнца или ночью. Брызжет кипятком, бросает раскалённые камни, напускает угару.

38 Лес и леший «Леший» буквально значит «лесной».Внешность его переменчива. Он то представал великаном выше самых высоких деревьев, то съёживался, прячась за низкорослым кустом. Волосы у Лешего длинные, серо-зелёные, зато на лице – ни ресниц, ни бровей, а глаза – как два изумруда, горят в лесных потёмках зелёным огнём. Одежда в нём запахнута наоборот.

39 Баба Яга Баба-Яга – лесная старуха, волшебница, ведьма. Живёт в чаще. В избушке на курьих ножках. Одна нога у неё костяная, плохо видит, больше полагается на обоняние, летает в ступе. Лесные звери ей подчиняются. Стоит на границе царства мёртвых: вокруг её дома забор из человеческих костей, засов – человеческая нога, запор – человеческая рука, замок – зубы.

40 Лесавк и Лесавки – лесные духи, родственники лесовика, старики и старушки. Очень маленькие, серенькие, похожие на ежей. Живут в прошлогодней листве, бодрствуют с конца лета до середины осени. Всё это время веселятся, водят хороводы, листву поднимают, шелестят, шуршат, свистят на весь лес.

41 Аука Аука – лесной дух, который, в отличие от леших, не спит ни зимой, ни летом. Зимой ему раздолье: со всех сторон дурачит человека, отзывается из-за каждого куста. Маленький, пузатенький, щёки надутые. Водит человека по лесу, вселяет в него надежду, а сам заведёт в чащу и бросит там, чтобы уснул путник морозным сном, забыв обо всём.

42 Ремизов А. М. «К Морю-Океану» «Ауку чай знаете? Аука в избушке живёт, а изба у него с золотым мхом, а вода у него круглый год от весеннего льда, помело у него – медвежья лапа, бойко выходит дым из трубы, и в морозы тепло у Ауки…Аука затейный, знает много мудрёных докук, балагурит и охоч попугать, иногда страшно. Да на то он Аука, чтобы пугать».

43 Полевик Полевик – дух, охраняющий хлебные поля. Относительно доброго, но проказливого нрава. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил утереть ему нос. И, если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок — Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится испачкать руки.

44 Вода и водяной Водяной дедушка — хозяин вод. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое — нибудь животное.

45 «Водяной дух» Не ходи к потоку — Он шумит, бежит, Там неподалеку Водяной сторожит. Д. П.Ознобишин

46 Волкодлак Волкодлак – человек — оборотень, способный превращаться в волка. Волкодлаки съедают луну или солнце при затмении. Считалось, что волкодлак становился упырём, поэтому рот ему после смерти закрывали монетой. В русской литературе тема волкодлака использовалась, начиная с Пушкина, который первым употребил название для них – «вурдулак».

47 Капищ е капище капь крады требище хоромах Издревле местом общеплеменных молений для почитания «высоких» богов были горы, особенно «лысые». На вершине холма находилось капище – место, где стоял капь – идол. Вокруг капища шёл земляной вал, на вершине которого горели крады – священные костры. Второй вал был внешней границей святилища. Пространство между двумя валами носило название требище ; там потребляли жертвенную пищу (под открытым небом или в хоромах (храмах)). Идолы в большинстве своём были деревянными, это объяснялось верой в магическую силу дерева.

49 Идол Велеса В Киеве стоял и идол Велеса. Но находился он не близ княжеского двора, а в слободах простого люда: культ этого полузвериного бога нижнего (навьего) мира был сочтён слишком « диким» и простонародным.